Голодание по Николаеву: суть методики, эффект, недостатки и преимущества

Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников – методика


Лечебное голодание по Николаеву – на сегодня одна из наиболее успешных и продуманных методик. Сам выдающийся врач находился под сильным влиянием своего отца, который был близким другом Льва Николаевича Толстого. Достаточно рано известный психиатр понял, что разгрузочно-диетическая терапия (РДТ, как он ее назвал) может быть использована не только для лечения душевных болезней, но и для общего оздоровления.

Методика его ценна тем, что, в отличие от современных работ, она была испытана экспериментально. То есть она имеет доказанную эффективность. Его работа, выраженная в книге «Голодание ради здоровья» – это результат более чем десятилетней работы физиологов, биохимиков и психотерапевтов, обобщенная автором, профессором.

Методика

Лечебное голодание по методу Николаева отрицает пользу от сухой голодовки. По мнению автора, такой подход ничего, кроме вреда, принести не способен. Профессор, кадровый врач по профессии, самого слова «голодание» избегал как ненаучного, употреблял термин «РДТ».

Задача методики – оздоровление. Духовных элементов профессор не предусмотрел. Методика двухкомпонентная, включает отказ от еды и вторую часть метода, которая посвящена восстановительному периоду («выходу»). Ему уделяется много внимания. Николаев настаивал, что РДТ, как и любая врачебная процедура, проводится исключительно под контролем профильного специалиста и сопровождаться дополнениями:

  • Массаж,
  • ЛФК,
  • Ежедневная двигательная активность, в основном, пробежки.

Разгрузочно-диетическая терапия ценится врачами за свою научность и отсутствие жестких рамок, излишней, неуместной строгости. Предусмотрев возможность ухудшения ситуации, Николаев дает готовый рецепт, что делать. Если ситуация не критичная, пациент должен получать настой шиповника ежедневно. Если что-то разладилось существенно, в качестве усиления вводится натуральный мед.

Методика проведения в домашних условиях

Если нет возможности проводить голодание под пристальным наблюдением врачей, то в домашних условиях следовать нужно в точности всем рекомендациям. Заранее проводятся очистительные процедуры. Готовить организм к голоданию нужно постепенно. Нельзя однажды утром просто перестать есть. В течение предварительной диеты необходимо сокращать не только вредные продукты в рационе, но и размер самих порций. Они должны стать равными сжатому кулаку.

Постоянно следует пить как можно больше воды, даже когда не хочется. Чем больше жидкости будет поступать в организм, тем меньше рисков получить осложнения от голодания. При любых неприятных ощущениях, коликах, судорогах, болях следует немедленно прекратить голодовку и обратиться к врачу.

В домашних условиях проводить длительные голодовки не стоит. Лучше устраивать периодические разгрузочные дни: от 1 до 3. Это намного легче и безопаснее. Повторять их следует еженедельно.

Назначать себе головки лучше всего на выходные или в отпуске, когда не будет побочных стрессов и нагрузок на организм.

Противопоказания

Дома лучше не стоит рисковать и отказываться от приемов пищи при следующих заболеваниях:

  • злокачественных новообразованиях;
  • нарушениях в работе печени, почек, щитовидки, поджелудочной;
  • гастритах и язвах;
  • воспалительных процессах;
  • наличии инфекционных заболеваний;
  • беременности и грудном вскармливании;
  • присутствии имплантатов и донорских органов;
  • заболеваниях сердца;
  • диабете и анемии;
  • желче-каменной болезни.

Рекомендуем прочитать статью о разгрузочном дне на воде. Из нее вы узнаете о пользе и вреде, правилах проведения разгрузочного дня и возможных результатах. А здесь подробнее о диете Миркина.

Действие на организм

Николаев – представитель академической школы – подошел к теме основательно, изучив все имеющиеся материалы, начиная с древнейших времен и до современности. К тому же он имел возможность наблюдать огромное количество пациентов, которые проходили лечение в организованной им клинике.

Суть механизма, описанного в его книге, сводится к тому, что организм, который не получает питания в достаточном количестве, вынужден обходиться внутренними запасами. Организм воспринимает эту ситуацию как кризисную, стрессовую. Желая сохраниться, выжить, он начинает запускать механизмы очистки.

Шлаки, токсины, избыточные соли, а также нерастворимые отложения в суставах удаляются вместе с отходами. В результате очищенный организм гораздо лучше обеспечивается кислородом, клетки получают его достаточно. Патогенные микроорганизмы, которые вызывают заболевания и располагаются в кишечнике, вымываются, микрофлора стабилизируется, повышая иммунитет.

Сердечная мышца вследствие бесперебойной работы, умеренных нагрузок и биохимических изменений существенно укрепляется, что при комплексных действиях позволяет избежать ишемии и инфаркта в будущем. Болезненные клетки, спайки, отеки, застои уходят. Это основные достижения. В качестве дополнительных эффектов стоит упомянуть:

  1. Резкую активизацию мозговой деятельности;
  2. Стабилизацию артериального давления;
  3. Нормализацию метаболизма.

Профессор утверждает, что после использования методики человек может избавиться от таких привычек, как курение табака, употребление алкоголя и наркотиков. Схема голодания по Николаеву по замыслу создателя – это операция без ножа, позволяющая сбросить до 20 процентов от изначальной массы без инвазивных способов воздействия.

Противопоказания

Очень велики нагрузки. По Николаеву в день нужно проходить не менее 20 километров, лучше – 30, что трудно для пожилых людей.

Методика противопоказана людям с диагностированным ожирением, так как может вызывать:

  • Аритмию,
  • Нарушение сна,
  • Нарастающую слабость, переходящую в обморок.

Вообще слабое место методики – борьба с ожирением. С одной стороны, людям, серьезно страдающим от данной проблемы, полный курс противопоказан. С другой, рекомендован, так как проблем может стать еще больше. Советовать не беремся – здесь врач нужен.

Список других противопоказаний стандартен для любого голодания, не только по Николаеву, но будет не лишним его привести во избежание:

  1. Анорексия и дефицит массы тела;
  2. Беременность или кормление грудью;
  3. Злокачественные опухоли (рак);
  4. Системные нарушения крови и тромбофлебит;
  5. Диабет первого типа и туберкулез.

При этом показаний к проведению РДТ гораздо больше. Здесь и различные сердечнососудистые патологии (ишемия, стенокардия, гипертония), и психоневрологические заболевания (неврозы, депрессии, шизофрения). А также:

  • Легочный саркоидоз;
  • Аденома;
  • Гастрит с выявленной секреторной недостаточностью;
  • Проблемная стойкость к лекарственным препаратам;
  • Астма и бронхообструкции;
  • Аллергия на различные группы медикаментов;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • Кожные аллергические заболевания.

В отдельную группу можно выделить заболевания почек и печени (панкреатит, холецистит). Они, как и сердечнососудистые патологии являются одновременно показанием и противопоказанием. Это значит, что при наличии подобных заболеваний самостоятельная голодовка по Николаеву может быть чрезвычайно опасна, но при верном подходе и медицинском сопровождении в соответствующей клинике – иметь лечебный эффект.

И дело не только в том, что в санатории или медицинском центре на протяжении всего курса (средний срок – 25-35 дней) вы будете находиться в компании единомышленников, что всегда поддерживает при диетах или полном отказе от пищи. Это позволяет пройти многочисленные анализы и исследования:

  1. ЭКГ;
  2. Энцефалограмма;
  3. Измерение веса;
  4. Слежение за АД и ЧСС;
  5. Кровь на сахар и так далее.

В конечном итоге после обследования и длительного собеседования с лечащим врачом принимается решение о возможности применения РДТ в конкретном случае и формирование индивидуальной диеты. К примеру:

  • Язвенникам нельзя сок (он присутствует при выходе из голодотерапии), он заменяется на отвар овсянки.
  • Диабетиками 2 типа и астматикам показана молочнокислая сыворотка.

Кроме того, важно, чтобы как при самой терапии голодом, так и при выходе человека сопровождал грамотный медицинский персонал, готовый поддержать близкого к срыву пациента.

Немного о книге «Голодание ради здоровья»

О пользе временного отказа от пищи процессов Ю. С. Николаев написал книгу. Соавторами стали Е. И. Нилов и В. Г. Черкасов. Книга подробно рассказывает о методике голодания, в ней доступно описано с научной точки зрения все физиологические процессы и изменения, которые происходят у голодающих. Также читатель найдет в ней много интересных историй пациентов, прошедших терапию.

Первое издание книги имело большой успех, как у пациентов, так и у медиков. Ее раскупили буквально за несколько дней. Жирах составлял 200 тысяч экземпляров.

Подготовительный этап

Основное внимание уделяется инструктажу, чтобы человек знал, что ему предстоит. Также врач настаивает на том, что голодание не может быть проведено до прохождения полного, всестороннего медицинского обследования. Николаев говорит, что продолжительность курса, а он составляет от 14 до 40 дней, можно вычислить, только если есть объективные данные о пациенте. И их необходимо постоянно обновлять.

Николаев не требовал от своих пациентов соблюдения предварительной диеты, считая, что вся физическая подготовка должна быть сведена к минимуму. Воздержание от пищи равно как прием медикаментов, если они параллельно назначаются, начинается сразу после того, как будет проведено очищение кишечника посредством введения солевого раствора.

В целом, Николаев был убежденным гуманистом, который не верил в Бога, но верил в силу человеческой мысли, в то, что человек волевым усилием может достичь того, чего хочет. Поэтому основной упор, будучи психотерапевтом, делал на психологическую подготовку голодающего.

Подготовка к голоданию

Доктор Юрий Николаев сразу предупреждает, что резко начинать голодание ни в коем случае нельзя. Для этого требуется определенная подготовка:

  • Пациент консультируется с врачом, обсуждает необходимость и программы голодания. Ему назначают обследование всего организма. По его результатам устанавливается срок голодания.
  • За неделю человек переходит на здоровое питание, то есть исключает жирное, копченое, сладкое, соленое, консерванты, алкоголь, обязательно под запретом любой шоколад, кофе, а также все лекарства, даже валериана.
  • За три дня до голодания человек начинает питаться, как на восьмой день после выхода из диеты.
  • За день проводят очистительную клизму.
  • Человек принимает магнезию для удаления лишнего содержимого желудка.

Только после тщательной подготовки организма можно приступать к голодовке.

Курс лечения

Для тех, кто ищет быстрых результатов и считает, что достичь их можно, отлежавшись на диване, программа, разработанная Николаевым, категорически не подходит. Это, пожалуй, самый интенсивный курс. Профессор составил детальный план, распорядок дня. Требуется, чтобы пациент его неукоснительно придерживался.

Обязательно выполнение дыхательной гимнастики – и только на свежем воздухе. После дыхательной гимнастики проводится профессиональный массаж давящего типа. В его задачу входит гиперемировать кожу и промять шейный отдел позвоночника – для того, чтобы кровь свободно поступала в голову.

В целом, то, что Николаев называл послеобеденным комплексом, очень разнообразно, вариативно. Все физиотерапевтические процедуры подбираются строго к конкретному человеку. Это могут быть:

  1. Лечебные ванны;
  2. Душ Шарко;
  3. Воздействие на организм электромагнитным полем;
  4. Прогревание электрическим током.

Полноценная методика по Николаеву возможна лишь в условиях стационара (оздоровительный центр или санаторий). Из досуга суровый Николаев оставил лишь активные игры на свежем воздухе и обязательно танцы после ужина. В его клинике ежедневно устраивали творческие вечера и дискотеки.

Воздух, воздух и еще раз воздух, повторяет Николаев, подробно описывая, в каких условиях должен спать пациент. Организм временно ослаблен из-за голода, и врач рекомендует спать под теплым одеялом. Персонал же несколько раз за ночь меняет горячие грелки. Само помещение постоянно проветривается – вплоть до минусовой температуры.

Режим дня

Профессор достаточно подробно описывает этот момент в своей книге. Поэтому сосредоточимся на тех вещах, которых в других курсах нет. Это очищающие клизмы, которые, по мнению Николаева, должны ставиться до завтрака под наблюдением медицинского персонала ежедневно.

Второе «ноу-хау» – это настой шиповника, который врач позиционирует едва ли не как лекарство от всех болезней. Настой запаривается с вечера и пьется с утра из расчета одна столовая ложка засушенных плодов на один стакан крутого кипятка. Получившееся оставляют на ночь в термосе и процеживают с утра.

Весь завтрак и обед состоит из одного стакана настоя. Один стакан на завтрак, один на обед и, как вы уже догадались, один на ужин. Но профессор не настаивает. Шиповник можно заменить чистой артезианской водой или, если нет противопоказаний, нарзаном и боржоми.

Количество потребляемой воды при этом не ограничено. Автор советует всегда иметь с собой бутылку и выпивать не менее двух литров в день в произвольном порядке, по мере накопления жажды. Длительные прогулки (не менее 20 километров в день), дыхательная гимнастика проводятся только до условного «обеда» – в первой половине дня.

В середине дня располагаются назначенные медицинские процедуры, после ужина – трудотерапия для желающих, настольные игры, рисование. Допускается просмотр телевизора или общение с другими пациентами, а также музыка и танцы, но об этом уже говорили выше.

Стадии

Согласно Николаеву, все процедуры делятся на стадии, наступление которых определяется по симптомам.

Первая стадия – пищевое возбуждение. В ходе нее у пациента начинаются сильные приступы голода, выражающиеся в обильном слюноотделении и ощущении пустоты в животе. Стадия длится порядка трех дней и отнимает около одного килограмма в день. В списке возможных побочных эффектов:

  • Раздражительность,
  • Агрессия,
  • Учащение пульса.

Вторая стадия – голод или нарастающий ацидоз. Стадия длится порядка пяти дней, каждый из которых должен отнимать по полкило. Реакции человека резко замедляются, чувство голода сменяется жаждой. Стадия называется так из-за появления характерного запаха ацетона изо рта и появления белого налета на языке. Побочные эффекты:

  1. Слабость,
  2. Тошнота,
  3. Редкий пульс,
  4. Возможны мигрени.

Третья стадия – компенсаторная. Начинается с шестого дня. Хотя она дает всего лишь минус 200 грамм в день, она самая эффективная и самая сложная. Если курс был проведен правильно, кожные покровы должны очиститься, налет на языке – исчезнуть, пульс – нормализоваться. У пациента появляется здоровый блеск в глазах, его самочувствие и настроение резко улучшаются – вплоть до эйфории. Завершающий этап стадии – появление аномального, «зверского» аппетита.

Стадии голодовки

Юрий Николаев в процессе изучения методики выделил три основные стадии терапии:

  • Пищевое возбуждение. Продолжительность – не более 3 суток. На данном этапе человек раздражается от любого напоминания о еде: запахи, звон посуды, вид блюд, разговоры о продуктах. Период сопровождается активным выделением слюны, характерным урчанием желудка, нарушениями сна и плохим настроением. Происходит быстрая потеря килограммов – от 0,5 до 0,8.
  • Нарастающий ацидоз. После пищевого возбуждения чувство голода частично или полностью исчезает. На его месте появляется сильная жажда. Проявляются побочные эффекты. Вес продолжает уходить, но в меньших объемах. По окончании второй стадии поведение пациента кардинально меняется.
  • Адаптация или компенсация. Это переломный момент голодания. Состояние пациента улучшается. Исчезают неприятные побочные эффекты. Повышается бодрость, улучшается внешний вид, восстанавливается мышление и нормализуется сердцебиение. Процесс похудения окончательно замедляется – 0,1-0,2 кг в день. Признаки депрессии, нервного возбуждения и напряжения также исчезают.

Стадии голодовки

Интересный факт. Продолжительность адаптационного периода для каждого пациента индивидуальна. Заканчивается всегда сильным голодом. После третьей стадии начинает восстановительный этап.

Выход из голодания

Выход из голодания по Николаеву тщательно проработан, как и весь труд профессора. Он очень подробно и доходчиво объясняет, что все проведенные мероприятия не имеют ни малейшего смысла, если выходить из голодания неправильно. Под «неправильно» подразумевается, что человек начал есть как не в себя.

В книге врач описывает двадцатидневное меню – диету, которой необходимо следовать. Это не является каноном, так как количество потребляемых продуктов рассчитано усреднено, а человек может иметь самое разное телосложение (женщина весом в 60, ростом в 155 см и мужчина ростом 180, весом 100 не могут кушать одинаково). Сам выход Николаев делит на две части, уделяя особое внимание питанию.

Питание

Основа – натуральные соки. Допускаются морковь или яблоки, в завершение – виноград. Первую неделю сок, который должен быть обязательно свежевыжатым, разбавляется водой напополам. Добавление сахара, подсластителей, специй запрещено. Сок должен быть именно соком. Пить смесь надлежит маленькими глотками, подолгу удерживая жидкость во рту.

Понятно, что свежевыжатые соки ежедневно – это сложно. Если уж совсем никак, можно использовать консервированное, сушенное, приоритет – шоковозамороженное сырье. Тщательно пережевывать. На поздних этапах допускаются каши:

  • Гречневая,
  • Рисовая,
  • Овсяная.

Приготовлены они должны быть по технологии «размазня». Также крайне важно тщательно пережевывать пищу – несмотря на то, что она довольно жидкая. От еды в вечернее время лучше отказаться вовсе, но для особо страждущих допускается стакан кефира или другого кисломолочного продукта.

Если уж начали рассказывать, поделимся рецептом, который придумал сам Николаев. Рецептом оптимального блюда, которое надлежит употреблять после диеты. Вам потребуется:

  1. 250 грамм молодого картофеля;
  2. 100 грамм моркови свежей;
  3. 80 грамм свеклы, лучше молодой;
  4. 50 грамм капусты белокочанной;
  5. 10 грамм лука-репки.

Этот диетический «винегрет» заправляется половиной столовой ложки лимонного сока и 10 мл растительного масла. Получившееся делится на два раздельных приема.

Стадии реабилитации

Николаев настаивает на том, что в ходе реабилитации, несмотря на название, пациент не должен прекращать лечебные процедуры и физические нагрузки. Сам процесс делится также на стадии, которых три (как и в случае с самим голоданием). Каждая занимает прилично времени.

Первая стадия – астеническая. Длится порядка трех дней, в ходе которых пациент испытывает слабость, дыхание становится частым и порывистым, учащается пульс. Однако, несмотря на существенный аппетит, человеку не выдают более 100 мл сока на сутки. Частым побочным эффектом является диарея.

Вторая стадия названа Николаевым интенсивным восстановлением. Она может занимать от 4 до 21 дня (зависит от состояния пациента). В ходе этого промежутка времени вес не набирается и не падает, а сам пациент находится в состоянии своеобразных «качелей», испытывая то мощный, накатывающийся голод, то прилив физической силы. Такие показатели, как давление, стул, нормализуются. У каждого разная сила воли, поэтому и интенсивное восстановление проходит по-разному.

Итогом должна стать третья стадия – нормализация. Желательно, чтобы диета по протяженности была равна курсу голодовки. То есть, если двадцать дней голодали, диету надо соблюдать двадцать дней. В ходе последней стадии аппетит пациент уже контролирует, и его покидают постоянные мысли на тему «что же перекусить». Вес выравнивается до нужной отметки, а человек приходит в спокойное, умиротворенное, работоспособное состояние.

По завершении всей системы необходимо повторно пройти полное медицинское обследование со сдачей анализов. После полного окончания процесса еще на несколько месяцев сохраняется запрет на алкоголь, кофе, сигареты, грибы, мясо, жареную и соленую пищу.

Завершение голода

Выход из метода осуществляется по заданной системе:

  1. Фруктовые соки (из яблока и винограда), а так же морковный могут приниматься в первые сутки после завершения голода. Необходимо их развести с водой в соотношении 1:1. На вторые сутки водой разрешается не разбавлять. 4 и 5 сутки выхода сопровождаются употреблением фруктовых пюре или овощей в протертом виде. На 6-7 сутки допускается введение каш в рацион (гречневой, рисовой). Крупы при этом должны быть тщательно проварены.
  2. Сок рекомендуется употреблять мелкими глоточками, задерживать во рту, не проглатывать сразу.
  3. с 10 по 30 день выхода допускается вариация диеты, разнообразное меню. Все же рацион не должен содержать мяса, рыбы, яиц, желательно ограничить потребление орехов. Основу диеты составляет растительная и молочная пища с низким процентом жирности.
  4. Свежие овощи и фрукты легко заменяются сушеными и консервированными, при этом количество жевательных движений должно быть увеличено. Проглатывать следует только тщательно пережеванную пищу. Рекомендуется увеличить прогулки пешком.
  5. Допустимо употребление любых кисломолочных продуктов, но предпочтение отдается обезжиренному кефиру.
  6. Во время выхода из голода хорошо кушать винегрет приготовленный следующим образом: картофель отварной – 175 гр, морковь тертая – 50 гр, свекла отварная – 40 гр, капуста белокочанная – 25 гр, масло растительное – 7.5 гр, лук репчатый – по вкусу. Заправка из лимонного сока.

Иногда от схемы выхода отходят в зависимости от заболевания или индивидуальных черт организма. Так, при заболеваниях ЖКТ (язвах, гастритах) возвращение к привычному режиму начинают не с фруктовых и овощных соков, а с отвара каш, постепенно повышая густоту. Встречается и вариация восстановления на молочной сыворотке.

выход из голодания по николаеву

Растительно масло следует убрать из рациона, страдающим гастритом каждого из двух типов или колитом. Животные белки в рацион разрешается вводить с 4 недели, но в малом количестве и осторожно, постепенно наращивая их количество.

На восстановительный период придется отказаться от соли, так как приправа задерживает воду, вызывает отеки и способна нарушить течение обменных процессов. Алкоголь, табак, чай и кофе так же полностью исключаются. В целом, стоит придерживаться принципов здорового питания с вегетарианским уклоном.

То, что вредит организму в повседневности, после курса голодания становится опаснее для тела в 3 раза.

Обычно, восстановительный период и прекращение голода длится столько же, сколько занимало по времени само голодание. Распорядок дня на период выхода желательно сохранить, не следует сразу же прекращать фитотерапевтические процедуры, прогулки, прием ванн и массаж. Все эти действия помогут восстановиться и вернуться к привычному образу жизни, но со здоровыми привычками и очищенным телом.

ЭТИ СТАТЬИ ПОМОГУТ ВАМ ПОХУДЕТЬ

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве

В пособии представлены методические рекомендации и конспекты занятий по экологии в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.), в монографии автора этой книги «Общение с природой начинается с детства» (Пермь, 1992). Суть нового направления заключается в следующем.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка. /

Данная книга — это методическое пособие к программе «Юный эколог» для работы с детьми подготовительной группы детского сада. Она содержит один из вариантов конкретных технологий формирования начал экологической культуры у детей 6—7 лет. Технология построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающих детей, их практическая деятельность с растениями и животными, разные формы взаимодействия и отражения впечатлений о них выстраиваются вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (М.: Детская литература, 1989), предназначенной для детей старшего дошкольного возраста.

Автор книги в форме отдельных рассказов раскрывает основные понятия и законы экологии, дает упрощенные формулировки. В построении книги, последовательности рассказов отчетливо просматриваются три содержательные линии, которые направлены на:

1) ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Где зимуют лягушки?», «Слепые землекопы» и др.);

2) ознакомление с взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов (рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» и др.);

3) популярное введение детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой — ее загрязнения, охраны (рассказы «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь» и др.).

Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органически сочетается со всеми другими формами работы.

Главная задача представленной технологии — формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Поэтому чтение книги перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин. Содержание книги дает детям представление об отдаленных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы. Таким образом ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года. Логика этой системы задается сезонными событиями в природе и книгой В. Танасийчука.

Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных в данной технологии экологического воспитания самых старших дошкольников.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.

Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги «Экология в картинках»: само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном — все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми — четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Занятия такого типа в книге представлены развернуто.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Важным делом, в котором участвуют дошкольники на протяжении всего учебного года, является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». Для этого после прочтения каждого рассказа воспитатель печатает его на машинке или ксерокопирует, а дети рисуют иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько рисунков, интересно раскрывающих его содержание. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираются в скоросшиватели, которые оформляются как обложки книг. Чтобы книги получались аккуратными, для рассказов и рисунков следует использовать одинаковую бумагу. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены две акции — предновогодняя «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли — 22 апреля. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Структура методического пособия проста — календарная последовательность мероприятий, выстроенных в соответствии с сезонными явлениями природы и параллельным чтением книги. Внутри каждого месяца (условно четырех недель) дается понедельное распределение материала. Третья неделя отводится ежедневным наблюдениям на участке сезонных явлений природы и работе с календарем.

Важное место в технологии занимают темы «Леса», «Воды». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес — это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем.

В зимние месяцы и в мае раскрывается тема «Вода»: дети уточняют представление о ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.

Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи — диалог, описание, объяснение, рассказ.

Конкретная забота о питомцах уголка природы, участие в «Панораме добрых дел» помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

В заключение следует отметить, что данная технология — это целостная система экологического воспитания 6—7-летних детей, апробированная в экспериментальных дошкольных учреждениях Москвы. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.

(8,3 Мб)

Преимущества лечебного голодания

Множество диет, направленных на снижение веса, не эффективны в плане долгосрочности результата. Методика длительных голоданий отличается от других следующими аспектами:

  1. Снижение массы тела приводит не только к улучшению самочувствия, но и оздоровлению всех систем жизнедеятельности.
  2. После окончания терапии у пациентов до 60 лет не наблюдается дряблость кожи, как это происходит при использовании других методик.
  3. Голодание переносится легче, чем снижение количества пищи. После 3-4 дней чувство голода перестает беспокоить.
  4. Вес при данной методике сбрасывается быстро, но истощения не происходит.
  5. При лечении голодом продлевается срок жизни пациента, улучшается его психоэмоциональное состояние.

Девушка пьет воду

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: